«Нам не нужны музыкальные занятия, мы считаем, что это не главное», «На сегодняшний день важно, чтобы мой ребенок получал все медицинские процедуры» – эти и другие подобные слова очень часто слышат от родителей музыкальные руководители, работающие в реабилитационном центре с детьми-инвалидами |
Если медицинская реабилитация по преодолению различных нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями включает в себя использование лекарственных препаратов и специальных процедур, то на музыкальных занятиях самое главное средство «лечения» особых детей – это музыка. Именно музыка способна пробудить у них желание выполнять не только различные задания, но и развивать эстетическое восприятие, вызывать положительные эмоции.
Не секрет, что с помощью музыки можно достичь многого: развить музыкальные способности и навыки музыкальной деятельности, активизировать речевые и двигательные функции, голосовой аппарат, осуществить общее эмоциональное и эстетическое развитие детей, сформировать активность и самостоятельность, а самих ребят сделать бодрыми и жизнерадостными.
Занимаясь музыкой в системе комплексной реабилитации ребенка-инвалида, мы не ставим перед собой задачу развития музыкальных способностей, наша основная цель – научить общаться посредством музыкальных занятий, развить его эмоционально-волевую сферу.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья чаще всего имеет узкое представление о мире, нарушенную речь и нервную систему, плохую координацию движений, неустойчивое внимание, рассеянность. Важно посещать музыкальные занятия прежде всего потому, что они позволяют особенному ребенку каждый раз преодолевать определенные отклонения, будь они физические или психические. Музыкальные занятия позволяют детям проявить индивидуальные способности, научиться выражать эмоции, при этом чувствовать свою значимость и причастность. Несмотря на заболевание ребенка, он проявляет свои возможности в театральной, вокальной деятельности.
Каждому ребенку, в зависимости от особенностей развития, подбирается необходимая для него форма работы: индивидуальная или групповая.
Вся коррекционная работа средствами музыки осуществляется по следующим направлениям:
- Речевые упражнения.
- Развитие мелкой моторики.
- Упражнения на ориентировку в пространстве.
- Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
- Игры под музыку (коррекционно-развивающие, подвижные, спокойные).
- Танцевальные упражнения.
- Дыхательная гимнастика.
- Логоритмика.
- Артикуляционная гимнастика.
Музыкальные занятия способствуют улучшению эмоционального фона детей, повышению самооценки, уверенности в себе, развитию творческих способностей, волевой, интеллектуальной сферы, эстетического вкуса, пространственного восприятия, мелкой и общей моторики и многое другое.
Все мы рождаемся с разными возможностями и способностями. Бывает, что ограничения жизнедеятельности не препятствуют творческому самовыражению и тому есть много примеров (например, Людвиг Ван Бетховен), но зачастую музыка становится инструментом для преодоления этих ограничений. Пусть у таких детей не все получается на занятиях, но они радуются маленьким победам в творческой деятельности. Они поют, играют, общаются со сверстниками. Мы радуемся их успеху, а они знают, что нужны обществу и начинают верить в себя.
Елена Анатольевна Вологдина, музыкальный руководитель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»