Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Детская привязанность – это система отношений ребёнка и значимого взрослого. Она возникает сразу после рождения и главная функция этой системы – выживание младенца, а цель – научить ребёнка основам социального взаимодействия, уважению, сотрудничеству, пониманию чувств других людей, любви и дружбе

Так как привязанность – это жизненная необходимость для ребенка, то он не может уйти из отношений, даже если ему в них дискомфортно, если родитель причиняет боль, отвергает, непредсказуем или холоден. И, чтобы снизить уровень своего дискомфорта, ребенок формирует свою стратегию привязанности. При этом он готов отказаться от части своих потребностей, потому что контакт с родителем важнее всего остального.

Стратегия привязанности формируется с младенчества. Она может меняться, если меняется что-то в окружении ребенка, и родитель начинает вести себя иначе.

Недостаток привязанности, как и избыток, влекут за собой последствия. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае мама чрезмерно привязывает к себе своего младенца. Казалось бы, она устанавливает с ним тесную связь, но в то же время не даёт ему возможность реализовать свою потребность в исследовании окружающего мира. И причиной этому может быть, например, страх, что малыш может пораниться во время своей исследовательской деятельности, или её собственные страхи быть покинутой.

Чтобы потребность малыша в близости и безопасности была удовлетворена, ему важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. По мере взросления у ребенка возникает сильная потребность в самостоятельности, активности и исследовании пространства. В таком случае, эмоциональная привязанность выполняет поддерживающую функцию. В результате чего он проявляет самостоятельность и в новой обстановке чувствует себя в безопасности, интересуется предметами и игрушками. Таким образом, ребёнок увереннее ориентируется в незнакомой ситуации, проявляет любопытство к тому, что его окружает, зная, что мама рядом, она принимает его и в любой момент может поддержать словом или объятием.

Спокойная мама – спокойный малыш! Первые месяцы младенца полны страхов, тревог и мама для него источник безопасности и спокойствия. Следовательно, у неё не должно быть страхов, непроработанных травм и послеродовой депрессии. Когда мама чуткая, внимательная, заботливая и последовательная в своих действиях, тогда у ребенка формируется доверие к ней. В дальнейшем это доверие распространяется на доверие к миру. Если ребенок не чувствует себя в безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении с другими людьми.

Важно заметить, привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем значимым взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости и безопасности.

Существует несколько типов привязанности. Рассмотрим три типа:

  1. Надежный тип привязанности. Ребёнок явно переживает отсутствие мамы, но счастлив снова её видеть и радостно приветствует. Чувствуя себя рядом с ней в безопасности, он быстро успокаивается и продолжает играть.
  2. Тревожный тип привязанности. Ребёнок сильно переживает отсутствие мамы. Когда она возвращается, он реагирует двойственно: рад её видеть, но в тоже время злится. Его сложнее успокоить, на какое-то время он затихает, но уже через несколько секунд в гневе толкает маму, начинает извиняться и снова плачет.
  3. Избегающий тип привязанности. Когда мама покидает ребёнка, он ведёт себя так, как будто ничего не случилось. Её возвращения он не замечает и не отвлекается от игры для приветствия. Но всё это только внешне, внутри он вовсе не спокоен.

Отсутствие надёжной привязанности влечёт:

  • Установку «я сам». Ребёнок не принимает помощь от других людей.
  • Социальную неразборчивость. Чрезмерное доверие и безбоязненность.
  • Противоречивость и непоследовательность.
  • Преувеличение своих чувств (страх, гнев, печаль) или подавление их. Цель – сохранить контакт с мамой.
  • Сложность в выстраивании отношений с людьми. Отсутствие доверия к людям. Отсутствие значимых других людей.

Исследования Джона Боулби британского психиатра и психоаналитика показали, что младенцы с полностью удовлетворенными потребностями, но без объекта привязанности отстают в развитии по физическим, интеллектуальным, эмоциональным и социальным навыкам. В связи с этим, был сделан вывод, что связь младенца с мамой или другим значимым взрослым важна для его выживания ничуть не меньше, чем еда и вода.

Наталья Михайловна Акопова, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)