Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Навык использования горшка или туалета не всегда формируется легко у детей. В норме навык самостоятельного пользования горшком или туалетом формируется к 2 годам. При темповой задержке развития возможно это произойдет к трехлетнему возрасту

А если есть какие-либо еще особенности в развитии (расстройство аутистического спектра (РАС), задержка психического развития (ЗПР), интеллектуальная недостаточность), то этот процесс окажется сложнее и будет иметь свои специфические трудности.

Интересен тот факт, что чем дольше родитель использует подгузник вместо того, чтобы учить ребенка пользоваться туалетом, тем больше закрепляется это поведение и тем сложнее будет в итоге провести туалетный тренинг.

Прежде чем провести туалетный тренинг, необходимо разобраться в некоторых вопросах по этой теме.

Причины отказа ребенка от горшка

Что бы усвоить навык пользования горшком, ребенок должен освоить весь порядок действий, но к этому готовы не все дети, потому как приучение к горшку – это новая программа поведения. Почему ребёнок не приучается к горшку? Это может быт связано с тем, что он, прежде всего, в принципе не готов к приучению. А может быть, этот процесс обусловлен повышенным уровнем тревожности, эмоциональным напряжением, связанными не с горшком, а с другими факторами, например, с детско-родительскими отношениями. Могут быть нарушены особенности сенсорного развития. Или горшок воспринимается как предмет, с которым можно играть. А для «нужных дел» он вовсе неудобный, холодный. Очень важным является наличие физиологических особенностей, связанных с негативными переживаниями (например, частые запоры, вызывающие боль при дефекации). Бывает, что ребенок чувствителен к обстановке вокруг (дискомфорт вызывает холод на полу, темное место в углу, горшок в труднодоступном месте, много людей в комнате).

Если у ребёнка есть особенности развития (РАС, ЗПР, интеллектуальная недостаточность), то они влияют на его способность управлять своими действиями, волей. Для таких детей сложно выполнять ряд связанных действий, поэтому приучение к горшку должно идти регулярно, но очень малыми шагами.

Когда можно начинать приучение к горшку?

Ответ на это вопрос очень условный, т.к. этот процесс у всех проходит по-разному. Он зависит от внешних и внутренних факторов. Более корректно ориентироваться на физиологические и психологические признаки ребенка.

Признаки физиологической готовности: дефекация происходит примерно в одно и то же время ежедневно, кал уже оформлен; ребёнок в течение 2-3 часов остается сухим даже в подгузнике; малыш показывает знаками, поведением или может сказать, когда он желает помочиться или опорожнить кишечник; значительно увеличился объем мочи за одно мочеиспускание; может идти по направлению к горшку или туалету, когда желает помочиться или покакать (даже при неудачах такие порывы говорят о готовности); умеет или пытается снимать штанишки, трусики или хотя бы ребенок способен реагировать на сенсорный раздражитель – мокрые трусики.

Признаки психологической готовности: ребёнок умеет выполнять 2 связанных действия (например, «возьми кубик из коробки и поставь его на стол»); умеет собирать игрушки, надевать на себя вещи; умеет слушать, что читают взрослые, или рассматривать книжки в течение нескольких минут; проявляет интерес к походу в туалет взрослого, изучает унитаз; умеет копировать поведение, действия родителей, что будет способствовать освоению привычки ходить в туалет.

Стоит отметить, что приучение ребенка к туалету может вызывать затруднения вне зависимости от того, есть у ребенка особенности развития или нет. Но не нужно отчаиваться, эту проблему решить возможно. Практика показывает, что если формировать навык поэтапно, малыми шагами и каждый раз закреплять приобретенные умения, то дети, в том числе и с РАС, постепенно принимают порядок.

Принципы приучения ребенка к горшку не отличаются от тех базовых принципов, по которым происходит его знакомство с любыми новыми предметами или продуктами.

Предварительно перед проведением туалетного тренинга необходимо:

  1. Исключить медицинские проблемы (такие как запоры или невозможность сдерживать мочеиспускание даже 30 минут).
  2. Подготовить среду. Нужно определиться, что будет лучше: горшок или унитаз? Если ребёнку 1,5 года – лучше горшок. Если есть сложность с переходом к новому, то независимо от возраста лучше начать с унитаза. Горшок должен быть очень удобным, по размеру. Если унитаз – должна быть накладка.
  3. Сформировать подготовительные навыки. Должен быть для начала хороший уровень сотрудничества. Вода в небольшом количестве (может, это будет маленький стаканчик, любимая кружка). Потребуется развитие моторных навыков (для того, чтобы одевать / снимать штаны). Для коммуникации необходимы навыки просьбы.
  4. Подготовить уникальное подкрепление: самый ценный приз ребёнок получит, если продемонстрирует навыки пользования туалетом.
  5. Собрать первоначальные данные: в течение 2-3 дней считать количество мочеиспусканий + когда ел/пил, количество Þ посчитать, а также посмотреть временной интервал, после которого случается мочеиспускание. Можно узнать норму количества жидкости, есть возрастные нормы [4-5 лет – 600 мл жидкости в сутки].

Существует два вида тренинга:

  1. I. Лучше потратить несколько дней подряд для туалетного тренинга, чтобы навык сформировался. В это время ребёнок не сможет ходить на занятия, прогулки и т. д.
  2. II. Более длительный по времени тренинг, но нет ограничений.

Интенсивный туалетный тренинг. Вариант №1:

  1. Расписание 12 уровней.
  2. Использование подкреплений.
  3. Увеличение количества потребления жидкости.
  4. Коммуникативный тренинг (моделирование просьбы, когда идём в туалет и когда ребёнок садится на унитаз).
  5. Последствия неверных реакций – позитивная практика.

Расписание 12 уровней:

1-ый день:

  • 1-ый час – на унитаз 10 минут, вне унитаза 5 минут.
  • 2-ой час – на унитазе 5 минут, вне унитаза 10 минут.
  • 3-ий час – на унитазе 5 минут, вне унитаза 15 минут.

Для перехода на следующий этап необходимо, чтобы ребенок пописал в унитаз.

  • 4-ый час – на унитазе 5 минут, вне унитаза 25 минут.
  • 5-ый час – на унитазе 5 минут, вне унитаза 35 минут.
  • 6-ой час – на унитазе 5 минут, вне унитаза 45 минут.

По такому расписанию посещаем туалет до конца дня.

 

2-3 день – на унитазе 5 минут, вне унитаза 60 минут.

4-5 день – на унитазе 5 минут, вне унитаза 1,5 ч.

6-7 день – на унитазе 5 минут, вне унитаза 2 ч.

8-9 день – на унитазе 5 минут, вне унитаза 2,5 ч.

10-11 день – на унитазе 5 минут, вне унитаза 3 ч.

12-13 день – на унитазе 5 минут, вне унитаза 4 ч.

Интенсивный туалетный тренинг. Вариант №2:

  1. I. Посадите ребёнка на унитаз без одежды, каждые 3 минуты давайте попить и небольшое подкрепление за то, что он хорошо сидит. После мочеиспускания в унитаз предоставьте ребёнку суперприз. После этого ребёнок может прерваться и поиграть минут 10, а потом снова верните его на унитаз.

Этот этап может длиться от 30 минут до 2-х часов. Показатель окончания I этапа – ребёнок ожидает опорожнения: наблюдает за струйкой мочи и улыбается/слегка волнуется в предвкушении суперприза.

  1. II. Цель – развитие самостоятельности. Посадите ребёнка рядом с унитазом без одежды. Делаем то же самое: играем в игры, поим жидкостью. Наберитесь терпения. Важно: никаких подсказок.

Вариант А: ребёнок встаёт со стула и садится на унитаз.

Вариант B: ребёнок описался на стул. Возвращаемся на этап I. Постепенно увеличиваем расстояние до унитаза. Увеличиваем количество одежды на ребёнке.

III. Добавляем коммуникацию («Я хочу в туалет»/карточки Pecs). Убираем подсказки.

Обучение расписанию (рутинный туалетный тренинг, т.е. требующий внедрения в общий распорядок дня, длительный по времени, но может быть более удобным)

  1. I. Обучение мочеиспусканию в туалете.

Отводите ребенка в туалет каждые 90 минут. Каждый раз, когда мочеиспускание не произошло, необходимо следующий интервал сократить до 60 минут. Когда мочеиспускание произошло, возвращаемся на 90-мин. интервал.

Когда пришло время посетить туалет, отведите ребёнка и посадите на унитаз. Каждые 3 минуты предоставляйте подкрепление за то, что хорошо сидит. Предоставляйте поощрение только за результат.

Если ребёнок просидел на унитазе 15 минут и мочеиспускание не произошло, выпускаем ребёнка и возвращаемся в туалет через 60 минут.

Если неприятность происходит слишком часто – подкорректируйте расписание.

Как только приступили к обучению – никаких подгузников. Без подгузников обучение идёт гораздо быстрее.

  1. II. Увеличение интервалов между посещением туалета. Увеличиваем по 15-30 минут, если «проколы» случаются не чаще одного раза в день.

III. Формирование инициативы. Посадите ребёнка на стул, рядом с унитазом, предварительно сняв с него бельё и одежду. Далее по плану развития самостоятельности.

Главное – избежать негатива в этом процессе, действовать постепенно, чтобы ребёнок и родитель смогли контактировать друг с другом и учились новым навыкам совместно.

 

Елена Сергеевна Сердюкова, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)