Ресурсный центр по активной поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и развитию эффективных технологий и методик в сфере защиты детей-инвалидов |
Возможно, Вы допустили ошибки на начальном этапе изучения букв. Сегодня родители, бабушки стараются поскорее научить ребенка читать. Они покупают «электронную азбуку», включают компьютерные игры на изучение букв или сами заставляют малыша зубрить весь алфавит по порядку. Причём ребенок запоминает названия букв «бэ», «вэ», «гэ», а не звуки, которые они обозначают. Сначала ребенка нужно научить слушать, затем его знакомят с гласными звуками, потом осваивают несколько самых распространённых согласных – «м», «п», «б». И сразу переходят к соединению звуков в слоги и простые слова: «мама», «папа», «баба» и т.д. Так же можно взять звуки, с которых начинается имя ребенка или окружающие его предметы. Если ребенка знакомят только с буквами, то он будет читать слоги как «эм»+ «а», «бе» + «а». Аналогичные трудности возникают и на этапе соединения слогов в слова. Основная причина – недоразвитие фонематического слуха, то есть способности узнавать и понимать звуки речи.
Что делать? выполнять упражнения на пропевание гласных, проговаривание согласных очень коротко и разнообразные игры со слоговыми таблицами.
Еще одна проблема: ребёнок переставляет слоги, неправильно их читает, путает.
Что делать? Отрабатывать навыки слияния слогов, используя слоговые таблицы, причём как с открытыми (согласный + гласный), так и закрытыми (гласный + согласный) слогами.
Ребенок заменяет буквы при чтении. Возможно, изначально буквы не были хорошо изучены и ребенок просто их путает. Чаще всего дети путают буквы с похожим написанием или произношением: «б» и «в», «б» и «д».
Что делать? Выполнять упражнения, направленные на анализ формы буквы: на что буква похожа, во что можно превратить. Подбирать слова, начинающиеся на эту букву (звук). Поиграть в ассоциации, то есть нарисовать предметы, которые возникают в сознании, когда слышишь (видишь) эту буквы (звук).
Ребенок не видит слова целиком и придумывает окончания.
Что делать? Необходимо расширять поля зрения с помощью таблицы Шульте.
Ребенок не может прочитать длинное слово целиком и начинает читать его по слогам.
Что делать? Поработать со скороговорками.
Двойное чтение. Ребенок читает дважды, чтобы понять слово. Причина, возможно, кроется в боязни ошибиться, в неуверенности в себе.
Что делать? Нужна психологическая помощь.
Нередко ребенок теряет строчки или пропускает слова. Основная проблема – невнимательность.
Что делать? Тренировать внимание и выполнять упражнение с быстрой фиксацией слогов и слов. Лист бумаги - «шторка» закрывает слова, не даёт вернуться к прочитанному и помогает удерживать внимание на конкретном фрагменте текста.
Возвратное чтение (регрессия). Эта вредная привычка встречается и у взрослых, она объясняется либо невнимательностью, либо непониманием прочитанного.
Что делать? Тренировать внимания, память, работать над смысловой составляющей текста.
Если ребенок плохо читает, рекомендуется также обратить внимание на активный словарь ребенка, имеет ли он представление о простейшем звукобуквенном анализе, умеет ли читать про себя, а также испытывает ли ребенок трудности в пространственном ориентировании.
Сейчас разработано множество хороших пособий и литературы, позволяющих улучшить качество чтения ребенка. Например: Г. Абдулова «Учимся быстро читать»; С.Г. Зотов, М.А. Зотова «Повышение скорости чтения»; В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева «Чтение и письмо».
Благодарю за Ваш вопрос. Успехов Вам!
Учитель-логопед: Логинова С.В.
У детей слабослышащих и детей физиологически «нормальных» большая часть проблем в отношении слуха совпадает (различается лишь острота этих проблем).
Мы улавливаем лишь часть информации, содержащейся в сообщении собеседников, слышащие дети далеко не всегда воспринимают содержание тех несложных заданий, с которыми обращается к ним взрослый. Часто слышащие дети ведут себя как функционально глухие.И для того, чтобы дети, обладающие сохранной слуховой системой, стали подлинно, функционально слышащими, при их воспитании и обучении также должны соблюдаться определенные условия – те на которые мы опираемся при помощи глухим детям в их развитии.
Слух - это настроенность на понимание. Способность к сознательному вслушиванию воспитывается не путем увещеваний, а с помощью специальных ситуаций общения с детьми. Одна из таких ситуаций – выполнение разного рода заданий, понимание которых дети проявляют с помощью различных видов деятельности и драматизации.
Игра должна стать настоящей. Используются самые распространенные игрушки – куклы, машины, зверушки, кубики и т.д. Но игра не должна превращаться в формальные упражнения. Во время действий необходимо называть игрушку словом-звукоподражанием, например: ля-ля, би-би, ав-ав, мяу. Следует специально организовывать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест ….Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами, пора употреблять целые фразы, например, «мама сидит», «машина едет», «собака бежит»….В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.
Проговаривание всем телом. В разных видах занятий у детей воспитывается проговаривание вслух некоторых высказываний, с которыми взрослые обращаются к детям, а позже – и дети друг к другу. Самая простая и удобная форма для реализации этой задачи – совместное (взрослого и детей) хоровое проговаривание разнообразного слогового материала, которое используется для развития речевого дыхания, выразительной интонации,
вариативности темпового и ритмического оформления речи, для вызывания или уточнения тех или иных звуков.
Такие упражнения проводятся стоя желательно – в сопровождении различных движений тела (туловища, головы, рук, ног). Это помогает детям говорить выразительнее, быстрее запоминать структуру слогового ряда, более четко произносить звуки. А значит и улучшается восприятие речи (речевой слух).
С уважением, учитель-дефектолог Чех О.Н
Здравствуйте. Из вашего описания следует, что у ребенка есть проблемы с тонусом мышц, которые участвуют в речи. При этом наблюдается большое слюноотделение. Вам следует обратиться за помощью к логопеду и одновременно за лечением к неврологу, который поставит правильный диагноз и медикаментозно поможет скомпенсировать состояние ребенка. Логопед будет работать над состоянием мышц артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Логопедический массаж является наиболее эффективным на подготовительных этапах работы над устранением недостатков произношения, когда ребенок испытывает трудности при выполнении артикуляционных движений. Логопедический массаж помогает решать следующие задачи: -нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата; - улучшить кровоснабжение; - повысить эластичность мышечных волокон, силу и объем их сократительной функции; - снизить гиперсаливацию (повышенное слюнотечение); - растянуть подъязычную уздечку. Очень важна в процессе логопедической работы помощь мамы. Именно вы находитесь с ребенком большее количество времени. Есть 9 простых игровых приемов массажа, стимулирующих работу органов речевого аппарата. 1. «Нарисуем усы». С помощью указательных и средних пальцев «рисуем» усы, выполняя движения от середины верхней губы к уголкам рта. 2. «Веселый смайлик». Двигаем пальцами от средней точки нижней губы к уголкам рта, а потом – по направлению к скулам. 3. «Грустный смайлик». Выполняем движения двум пальцами от середины к уголкам верхней губы, и дальше – до углов нижней челюсти. 4. «Клюв». Указательным и средним пальцами собираем верхнюю губку в «клювик», затем то же делаем с нижней губой. 5. «Бородка». Тыльной поверхностью ладоней поглаживаем от центра подбородка к ушам. 6. «Три дорожки». Двигаемся пальцами к ушам: сначала – от центральной точки нижней губы, затем – от центра верхней губы, и потом – от крыльев носа. 7. «Рисуем кружки». Круговые движения подушечками пальцев по щекам. 8. «Греем щёчки». Выполняем растирающие движения кончиками пальцев по щекам в разные стороны. 9. «Паровозик». Сжимаем ладони в кулаки, приставляем их к щекам, производим круговые движения, смещая щечные мышцы сначала по часовой стрелке, а затем – в противоположном направлении. Можно сопровождать массажные движения ритмичными звуками: «Чух-чух». В процессе коррекции звукопроизношения и работы над развитием речи в целом, необходимо выполнять домашние задания которые задает логопед. Таким образом, вы помогаете своему ребенку быстрее справиться с речевыми проблемами и избежать трудностей в школьном обучении, которые связаны с нарушениями речи.
Как бы ни были хороши тщательно подобранные, красочные, разноцветные, разнообразные карточки, это не означает, что ребенок тут же заинтересуется ими. Он не видит того, что на них нарисовано, точно так же, как просидев три часа в гостях, мы не можем вспомнить, какие занавески висели в комнате на окнах у наших знакомых. Увидеть означает взглянуть и осознать!!!! Чаще всего взрослые сообщают ребенку названия окружающих предметов, обращаются с вопросами, дают пояснения на ходу, от случая к случаю, и не слишком отдают себе отчет в том, усвоил ли ребенок сказанное нами, дошли ли наши слова до его сознания. Прежде всего ребенка нужно заинтересовать, для этого его нужно понять. Только ребенок может подсказать нам, с чего начать, как действовать. Наблюдения над ним приобретает особое значение. Незначительный жест, взгляд, предпочтение какойлибо игрушки. Может он любит музыку? Дети любят мультики, какой эпизод в большей степени он выделяет и готов смотреть множество раз? Сначала пробуем заинтересовать ребенка карточкой, на которой изображено то, что по каким-то никому не ведомым причинам он выделил и предпочитает. • Сначала выясняем, что ему известно, а что неизвестно. - Покажи, где кот, а где собака, где домик, где машинка? – ребенок должен ответить, указав пальцем на соответствующую картинку. • Постепенно количество карточек увеличивается. Это должны быть наборы, составленные по определенному тематическому принципу. Например, фрукты, овощи, обувь, мебель и т.д. • Карточки лучше изготавливать самим. Вы можете не найти в магазинах того, что интересует вашего малыша. Поэтому нужно искать старые книги, журналы, вырезать и клеть на картон для долговечности. Несколько полезные советы по изготовлению карточек от Ромены Августовой 1. Рисунок наклеивайте только с одной стороны, чтобы ребенок не отвлекался, рассматривая карточку с обеих сторон. 2. Не наклеивайте рисунки на слишком толстый картон, иначе коллекция карточек будет занимать достаточно много места. 3. Ламинировать карточки не следует, они будут скользить в руках. 4. Карточки должны иметь достаточно большой формат, что ребенку было удобно ими манипулировать. Не стремитесь к тому, чтобы они были одинакового размера. 5. Карточки нужно готовить заранее, что бы каждый последующий этап обучения был обеспечен необходимым наглядным материалом. Если спохватитесь в последний момент, заниматься будет очень трудно! Спасибо за хороший вопрос.
учитель-дефектолог Чех О.Н.
Успехов Вам! Мы уверены в Ваших победах!!!
Ответ учителя дефектолога Чех Оксаны Николаевны:
Одна из причин школьных трудностей у детей в том, что система школьного обучения в данное время не в полной мере соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям детей.
Другой причиной трудностей могут быть различные недоформирования отделов головного мозга. Ребенок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который еще развивается, не справляется со школьной нагрузкой.
Какие психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения?
1. Внимание должно обладать произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением и объемом.
2. Работоспособность. Если ребенок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания. Такой ребенок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения.
3. Саморегуляция и контроль собственной деятельности. Если уровень самоконтроля низкий, то ребенку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции.
4. Восприятие. При недоразвитии зрительно-пространственного восприятия ребенок может зеркалить (писать наоборот) буквы, путать их при написании и т.д.
5. Речь. Небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи мешают качественному обучению.
6. Память. Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. Поэтому проблемы с ней встречаются реже, чем со слуховой.
7. Необходим хороший уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.
8. Сформированность межполушарного взаимодействия. Хорошее взаимодействие межполушарного взаимодействия левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при решении задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема – графема).
9. Гипер-/гипотонус в руке у ребенка должен отсутствовать. Важна правильная постановка руки при письме.
10. Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чтении, списывании с доски.
Приведу несколько примеров трудностей, возникающих у детей.
Трудности у дошкольников
Ø Различного рода синкинезии (содружественные движения): пишет, рисует, высунув язык, болтает ногой и т.д.
Ø Трудности при выкладывании узора или рисунка из кубиков.
Ø Трудности одевания, завязывания шнурков.
Ø Плохо рисует, не координирует размеры изображений в рисунке (например, человек на рисунке больше, чем дом). Плохо срисовывает с образца.
Ø Пишет то правой, то левой рукой (до 5 лет это допустимо).
Трудности у школьников в письме
Ø Не делает пропуски между словами, либо пишет предлоги слитно, а приставки отдельно.
Ø Не соблюдает границы полей, строки, клетки.
Ø Не соблюдает правила переноса.
Ø Зеркалит буквы.
Ø Слишком мелкие или слишком крупные буквы.
Ø Переставляет буквы в слове при написании.
Ø Разные по наклону, высоте или ширине буквы.
Ø Низкий темп письма.
Трудности у школьников в чтении
Ø Низкая скорость чтения.
Ø Знает буквы, но затрудняется при слиянии в слоги, слогов в слова.
Ø Не понимает прочитанного.
Ø Переставляет буквы местами при чтении.
Ø Присутствует «угадывающее» чтение.
Ø Не может удерживать строчку при чтении, «соскальзывает».
Трудности у школьников в математике
Ø Трудности с устным счетом.
Ø Трудности усвоения состава числа.
Ø Трудности усвоения таблицы умножения.
Ø При решении задач с трудом определяет порядок действий.
Ø Не может изобразить задачу в виде схемы.
Трудности у школьников в других видах деятельности
Ø Путает «право», «лево», не может запомнить дни недели, месяцы и времена года.
Ø Плохо запоминает стихи.
Ø Не понимает смысла рассказа, не может вывести мораль.
Ø Трудности понимания сюжетной картинки /серии сюжетных картинок.
Если присутствует хотя бы одна из перечисленных проблем, ребенку необходимы дополнительные занятия для развития той или иной психологической функции.
Уважаемые родители, помните, что ребенок не может не любить, и не хотеть учиться, значит есть какие-то проблемы, которые нужно срочно устранять, чтобы помочь своему «чаду».
Любите своих детей!!!!!
Чтобы выучить стихотворение, надо запомнить рифму, ребёнок должен чувствовать рифму стиха. Малыш знакомиться с рифмой ещё в грудном возрасте, когда мама поет колыбельные и рассказывает потешки. Он слышит не слова, а непосредственно ритм, рифму, интонацию, эмоции, мамин голос, всё это в будущем поможет быстрее запоминать стихи.
У ребёнка трёх-четырёх лет начинает интенсивно развиваться память. Вот в данное время и необходимо начать учить стихи. Если до 3 лет мы просто читаем ему стихи, сказочные истории, если он запомнит – отлично, если нет – ничего. А вот уже после четырёх лет необходимо учить запоминать стихи.
Несколько рекомендаций родителям:
Заучивание должно длиться не более 2-3 минут.
Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Не забывайте, хвалить малыша!