Ресурсный центр по активной поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и развитию эффективных технологий и методик в сфере защиты детей-инвалидов |
Здравствуйте, специалист неслучайно советует Вам пройти курс по системе Talksup - это портативная версия метода Tomatis, который разработал Альфред Томатис. Изначально Томатис создавал методику для певцов. Впоследствии, видя влияние терапии на здоровых людей, ее адаптировали для тех, кто испытывал какие-либо проблемы со слухом и речью. Наконец, многочисленные исследования и коррекции программы подтвердили ее эффективность для детей с такими диагнозами, как алалия, дислексия, синдром гиперактивности с нарушением внимания, нарушениями сенсорики различной этиологии, логоневрозами. Томатис-терапию также используют как часть общего курса коррекции при аутизме. Методика Томатиса помогает формировать аналитические навыки при слушании, понимание речи, улучшать концентрацию внимания и повышать способности к обучению, восприятию информации. Ее успешно используют при повышенной чувствительности к различным звукам и изучению иностранных языков, а также для снижения общей утомляемости и для повышения эмоционального фона у детей и взрослых. Как это работает? Тренировки мышц уха и системы обработки звуков производятся посредством подачи контрастных сигналов высокой и низкой частоты. При подаче низких частот мышцы расслабляются, возбуждение коры головного мозга снижается, при воздействии высоких звуков - наоборот. Благодаря эффекту костной проводимости специальное вибрирующее устройство, встроенное в аппарат в виде наушников, звук в перерывах между разночастностными сигналами воспринимается также через кости черепа. Различные интервалы, выставляемые индивидуально в зависимости от потребностей пациента, позволяют обучать систему обработки слуховой информации гибко реагировать на сигналы, улучшать внимание и восприятие.
Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.
Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.
По нашему мнению, Вам не стоит опасаться побочных влияний этой системы, а при первой же возможности пройти курс тренировок, для улучшения речи и развития Вашего ребенка.
Пусть ежедневно в течение 2 минут (не больше) ребенок в любом тексте зачеркивает определенные буквы (лучше взять детскую книжку с крупным шрифтом). Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные, например: букву А – зачеркнуть, а букву О – обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневных занятий и не более 2 минут) улучшается качество письма.
Часто слышишь от родителей: « Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Возможно, ребёнку не хватает мотивации для того, чтобы заговорить.
Мотивация – внутреннее или внешнее побуждение к определенной деятельности, основанное на желании или потребности.
Внешняя мотивация – это когда мы прививаем желание что-то делать и получать от этого удовольствие. Ей характерны такие слова, как «надо», «не получишь», «обязан».
Например: Не дам яблоко, пока не скажешь: «Дай яблоко».
Минус такой мотивации в том, что она краткосрочна.
Внутренняя мотивация – намного сильнее. Ей свойственно осознание того зачем что-то делать. И характерны такие слова, как «хочу», «нравится», «приятно», «удовольствие».
Например: взрослый ест яблоко, малыш показывает на яблоко пальцем, демонстрируя тем самым просьбу поделиться. Цель взрослого показать пример того как правильно просить. Можно взять ребёнка за руку и сказать вмести с ним в зависимости от речевых возможностей ребёнка: «Дай», «Дай яблоко», «Мама, дай яблоко», «Мама, дай мне яблоко», «Я хочу это яблоко». Пусть на первых порах речь будет не четкой, с пропуском звуков, важно вызвать желание повторить предложение за взрослым. После этого даём яблоко ребёнку. Через какое-то время проигрываем эту же ситуацию с любимыми игрушками. Где зайчик просит у медвежонка яблоко или что-то ещё и получает желаемое и радуется.
Советы:
Ø Не стремиться создавать максимально комфортные условия.
Ø Осознанно создавать ситуации в быту и в игровой деятельности, в которых ребёнку может понадобиться речь и показать, как это работает (дать чего-либо меньше, стимулируя просьбу «дай», дать что-то закрытое, стимулируя просьбу «открой» и так далее).
Ø Будьте эмоциональными, вовлеченными в деятельность.
Ø Не заставляйте, ребёнка говорит: «Скажи», а показывайте ему, как здорово, когда тебя понимают, когда ты можешь говорить.
Ø Используйте мимику, жесты, тактильный контакт, хвалите любые проявления речи, усиливая удовольствие от ее использования.
С уважением учитель-логопед Логинова С.В.
Прежде всего, я советую Вам, обратится к специ-алисту для определения ведущей руки. Возможно ваш ребенок бытовые дей-ствия выполняет левой рукой, а графические – правой. Существуют даже специальные термины «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное вла-дение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бы-товые левши» и «бытовые правши»). Есть дети – амбидекстры (одинаково владеющие и правой, и левой рукой) и в бытовых и графических действиях. Все это разнообразие вариантов необходимо принимать во внимание при вы-боре руки для письма.
Обращаю ваше внимание, что насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения в школе, мо-жет быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психи-ческого здоровья ребенка. Считается, что при переучивании леворукого ре-бенка угнетаются функции правого полушария, и это может привести к нарушению не только речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.
Родителям леворукого ребенка важно помнить:
Ø Леворукость сама по себе – не патология, а один из возможных вариантов нормы;
Ø Леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внима-тельного и доброго отношения;
Ø У леворукого ребенка есть особенности развития, которые необ-ходимо учитывать в процессе обучение и развития.
Как помочь леворукому ребенку?
Ø Ребенок не должен чувствовать негативное отношение родителей к его леворукости. Достаточно тяжелого вздоха взрослого и ре-бенок, даже не осознав его до конца, рано или поздно вспомнить и подумает, что у него «что-то не так».
Ø Типичные трудности поведения леворукого ребенка – чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, отказ от работы – нельзя снять наказанием. Родителям
надо не усугублять это состояние, а успокоить ребенка, дать ему расслабиться, снять напряжение.
Ø Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Помните, с ва-шей помощью ребенок справится со всеми трудностями. Однако постарайтесь понять истинные причины проблем. Если буквы корявы и штрих неуверенный, то нужны занятия по развитию мелкой моторики и зрительно-моторных координации (рисова-ние, лепка, вышивание и т.д.) Если ребенок пишет зеркально, путает похожие по написанию буквы и цифры, правую и левую сторону, то тренируйте зрительно-пространственного восприя-тия. Если речь ребенка бедна, то уделите внимание связной речи и обогащению словаря. Если вам трудно определиться с причи-ной школьных трудностей, то обратитесь к логопеду или учите-лю.
Ø Соблюдайте режимные моменты. Дневной сон - 1-1,5 часа, про-гулка – 3-3,5 часа. Для детей 6-7 лет рекомендуется сон - 11 ча-сов.
Ø Желательно, чтобы ребенок выполнял задание в одно и тоже время. Лучше, если с первого дня ребёнок будет, сам садится за уроки, и научиться просить вас о помощи, если он в ней нужда-ется. Жалобы родителей на то, что «он не может», как правило, уже результата. Ребенок очень быстро привыкает к тому, что не он, а вы отвечаете за качество подготовки к урокам, и легко пере-кладывает эту ответственность на вас.
Ø Эффективный режим выполнения домашнего задания: через каждый 15-20 минут работы, 10-минутный отдых. Ребенок имеет право выбрать, что он будет делать сначала, а что в конце. Он имеет право на ошибку, и при этом быть уверен, ошибки не ка-раются, а исправляются.
Надеюсь, эти советы помогут вам подготовить вашего сына к новому этапу его жизненного пути - школе.
С уважением учитель-логопед Логинова С.В
Почти все дети в возрасте 5-6 лет знают печатные буквы и умеют их рисовать (не писать!), но, как правило, рисуют неправильно. В этом нет ничего страшного. Следует различать два понятия «подготовка к письму» (1 этап) и «обучение письму» (2 этап). В дошкольном возрасте важен 1 этап – подготовка к обучению письму. М.М. Безруких, доктор биологических наук, рекомендует родителям несколько практических «шагов» по подготовке руки ребенка к письму. На первом этапе:
1. Учимся правильно сидеть.
2. Учимся правильно держать ручку и бумагу.
3. Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.
4. Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.
5. Учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние.
6. Учимся рисовать круги и овалы.
7. Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).
8. Учимся рисовать линии, полуовалы овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку).
9. Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно.
10. Знакомимся с элементами письменных букв.
Уважаемые родители, принимайте участие в выполнении задания:
ü объясняйте ребенку цель каждого задания: что предстоит сделать, для чего и как;
ü соблюдайте последовательность заданий, не торопитесь, не меняйте и не пропускайте шаги;
ü поощряйте ребенка за правильно выполненное задание, старание и прилежание.
Важно!
Ø Не пытайтесь учить ребенка написанию письменных букв до школы.
Ø Объясните, что буква – это знак (символ), обозначающий звук.
Ø Покажите ребенку сходство и различие в начертании печатных и письменных букв, срочных и заглавных, а так же букв, написанных разным шрифтом (составьте и поиграйте в лото) обратите внимание на основные элементы (части), из которых состоят буквы (предложите дорисовать букву), или назвать буквы наложенные друг на друга. Например:
Такие упражнения позволяют совершенствовать зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию ребенка.
Ø Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 3-5 минут.
С уважением, учитель-логопед – Логинова С.В
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности явля-ется игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и с каким настроением Вы преподносите ребенку упражне-ния или занятия. Предлагаю Вам несколько вариантов формирова-ния правильного захвата карандаша (ручки) при рисовании (пись-ме).
Вариант 1. Поиграйте с ребенком в дартс, где нужно дротиком по-пасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обяза-тельно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку (карандаш), напоминайте ему, что нужно держать ее (его) как дротик.
Вариант 2. Метод пинцетного захвата. Для этого нужно взять руч-ку (карандаш) за самый кончик и поставить на стол. Теперь паль-чики скользящими движениями спускаемся вниз, и ручка оказыва-ется в руке в правильном положении. Теперь только остается кон-тролировать наклон руки ребенка. (Сначала рекомендуется пока-зать малышу на собственном примере, делая эти действия медлен-но, затем предложить ребенку повторить за Вами.)
Вариант 3. Возьмите: ручку и салфетку. Салфетку сложите в не-сколько раз и зажмите ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены. Теперь свободны-ми пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!
Вариант 4. Приобретайте карандаши серии «Каляка-маляка» и ручки серии Stabilo LеftRight с «подсказкой» для пальцев. Данная продукция имеет трехгранную форму, что обеспечивает правильное положение ручки (карандаша) в руке ребенка, а яркие цвета форми-руют позитивный настрой к занятиям.
Вариант 5. Тренажер «Ручка – самоучка». Это устройство, которое надевается на ручку (карандаш) и благодаря, которому взять непра-вильно её или его просто не возможно. Данные тренажеры прода-ются как для правшей, так и для левшей.
Маленькие секретки для заботливых родителей.
Ø Не перегружайте ребенка. Время занятия у каждого ребенка индивидуально. Важно вовремя остановиться и предложить ребенку доделать рисунок в следующий раз, если он устал.
Ø Рисуйте, раскрашивайте вместе с ребенком. Покажите ему как это здорово рисовать. Дети испытывают радость от совмест-ной деятельности.
Ø Мотивируйте ребенка. Например: предложить нарисовать от-крытку ко дню рождения бабушки или написать письмо Деду Морозу.
Ø Результат деятельности имеет огромную ценность, поэтому заведите папку с работами Вашего ребенка и периодически просматривай её. Ребенок сможет сравнить рисунки и увидеть свои успехи. Это предаст ему уверенность в себе.
Ø Регулярно следите за правильностью захвата ребёнком пись-менных принадлежностей. Если Вы заметили, что ребенок опять держит карандаш неправильно, то остановите рисова-ние и переложите его правильно.
Ø Периодически делайте с ребенком упражнения на расслабле-ние, так как малыши сильно сжимают карандаши, пальцы их потеют, а рука быстро устает.
Ø Подарите ребёнку красивую книжку-раскраску, умные рас-краски с интересными заданиями или альбом для рисования с любимым мультипликационным героем. Пусть ребёнку будет интересно учиться рисовать.
Помните! Если ребёнок будет заниматься с удовольстви-ем, то очень скоро добьётся первых успехов.
Благодарю за Ваш вопрос. Успехов Вам!
Учитель-логопед: Логинова С.В.
Дети с речевым негативизмом встречаются довольно часто. И встречаются они у тревожных родителей, бабушек и дедушек (это те родственники, которое бегают за ребенком и повторяют: Скажи мама, скажи мяч, скажи кукла).
Он один раз вам скажет слово-кот, а потом, сколько за ним не бегай "Скажи, кот. Он будет молчать и показывать пальцем или мычать.
Как бороться с негативизмом?
Сначала необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.
Играйте. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу или машинку, начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ». «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка.
Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте в одни ворота, помните, если у вас есть мотивация, она будет и у ребенка. Повторяйте в игре: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»… И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, очень эмоционально. Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось.
Можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком. Для этого отберите простые по слоговому составу 5 слов ( игрушки, окружающие предметы) Например, играя с куклой, мы говорим: «Это Кукла. Посмотри Кто это?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кукла». Давай положим куклу спать. Ух ты, мы положили куклу.....( спать). Постепенно увеличивайте паузы — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог.
Старайтесь, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи. Важно — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!». Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы.
Искренне хвалите его!
На первых порах не требуйте правильного, полного произношения слова. Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении.
Задавайте вопросы: «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова.
Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?»
Такие вопросы не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие — используйте только те слова, которые изначально выбрали для активации. Такие вопросы не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации.
Эти советы помогут разговорить ребенка если нет серьезной неврологической проблемы. С уважением, учитель-дефектолог Савинкина Юлия Дмитриевна.
В норме звуки Р, Рь появляются чаще всего к 5-ти годам. Это связано с физиологическими особенностями артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком артикуляционные упражнения для укрепления и подвижности языка, губ, челюсти и упражнения для силы выдоха. Возможно ребенок сможет научиться эти звуки произносить самостоятельно.