Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

На сегодняшний день по данным Всемирной организации здравоохранения симптомы расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются примерно у одного из ста детей

С каждым годом в Отделении реабилитации детей с ОВЗ увеличивается количество родителей, обращающихся с запросом на реабилитацию детей с симптомами РАС. В связи с этим, в рамках реализации Комплекса мер Приморского края по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, на 2022-2023 годы, в нашем центре начали активно осваивать и применять методы Прикладного анализа поведения для эффективного проведения коррекционно-развивающих занятий.

На реабилитацию, как правило, попадают дети дошкольного возраста не имеющие навыки общения и коммуникации, не использующие речь, с трудностями в сосредоточении внимания, понимания инструкций и поведенческими особенностями. Основываясь на Программе оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития VB-MAPP, специалисты составляют упражнения для развития навыков важных для формирования речи. Под такими навыками подразумевается умение воспринять образ и значение предмета и картинки, понимать инструкции, повторять звуки и слова, действия, играть, просить предметы или действия и т.д.

На основе теорий поведенческого анализа специалисты формируют обусловленности, благодаря которым занятия для ребенка становятся проще, и приятнее. Ребенок начинает понимать: что ему нужно сделать, чтобы получить то, что он хочет и ему начинает нравиться взаимодействие с педагогом. Занятия проходят в игровой форме, а специалист, манипулируя факторами среды и поощрениями (последствиями), формирует целевое поведение, обучает новому. Формирование обусловленностей помогает: научить ребенка обращать внимание на собеседника, увеличить произвольность внимания, улучшить самоконтроль, научить ребенка занимать за столом с педагогом и обучаться чему-то новому.

Для детей с низким пониманием речи и низким самоконтролем на занятиях применяются визуальные опоры. Доступно и понятно на картинках изображаются обусловленности (например, сначала заниматься, потом дуть мыльные пузыри), правила поведения, последовательность выполнения действий, обозначается начало и конец занятий за столом. Это улучшает понимание происходящего вокруг, организовывает пространство для обучения, повышает мотивацию, снижает проблемное поведение на занятия. Пользуясь визуальными опорами, ребенок вспоминает, какие именно правила нужно соблюдать, улучшается самоконтроль, ускоряется обучение бытовым навыкам.

Для формирования самостоятельной деятельности ребенка педагоги используют визуальное расписание. Визуальное расписание – это визуальная опора действий распланированных на определенный промежуток времени. Оно позволяет: снизить тревогу, улучшить самоконтроль, сформировать самостоятельность, научить планировать свои действия и т.д.

Не говорящих детей специалисты обучают пользованию Системой альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). Это позволяет ребенку не только начать просить предметы и выражать свои желания, но дает понимание необходимости инициирования социального контакта с другими людьми. Дети, использующие PECS, вначале учатся общаться с помощью отдельных карточек, но позже овладевают навыком комбинирования карточек и создают различные грамматические структуры и смысловые связи.

Непосредственно для обучения навыкам на занятиях за столом используются такие методы как:

  • Метод отдельных блоков – это метод, при котором в ходе частого повторения одной и той же инструкции, ребенку помогают сформировать определенную реакцию, каждый раз подкрепляя целевую реакцию поощрением.
  • Метод поведенческого импульса, который позволяет нам при помощи ряда простых инструкций, искусственно создать ощущение успеха ребенка, и на этой волне повысить вероятность выполнение более сложного задания.
  • Метод смешанных блоков – суть этого метода в предоставлении во время сессии (занятия за столом) разных инструкций направленных на проверку освоениях навыков речи. Он позволяет повысить мотивацию ребенка к обучению, сделать занятия более интересными и закрепить изученный материал.
  • Метод расширенного блока – согласно этому методу обучения для лучшего усвоения навыкам, перед целевой инструкцией, мы даем ребенку инструкции для отвлечения, простые действия которые ему не сложно выполнить. Поощрение мы даем только за инструкцию, которую мы учим, то ест за целевое поведение. Таким образом, мы делаем обучение более эффективным, и заставляем не просто бессмысленно повторять одно и то же действие, а слушать инструкцию.
  • Метод Шейпинга (Shaping) в ходе которого педагог постоянно подкрепляет успешное приближение к целевому поведению, при этом менее качественные реакции поощряются меньшей похвалой, либо перестают восприниматься педагогом. Таким образом, ребенок с каждым разом демонстрирует поведение все в лучшей и лучшей форме, и целевой поведение начинает закрепляться.
  • Метод пошагового обучения, используется для обучения новому поведению, состоящему из ряда действий, которых нужно запомнить. Обучение происходит за счет разбивания этого поведения на простые действия, и выучивание каждого действия отдельно.

Для работы с проблемным поведением ребенка используется метод функционального анализа поведения. Который подразумевает под собой сбор данных о поведении, его подробное описание, анализируются причины возникновения и цель этого поведения. Результаты функционального анализа используются для разработки плана поведенческого вмешательства, направленного на снижение проблемного поведения и усиление адаптивного.

Таким образом, в Отделении реабилитации детей с ОВЗ методы прикладного анализа поведения могут использоваться на протяжении всей реабилитации ребенка: для диагностики навыков, проведения занятий, развития речи, работы с проблемным поведением. Методы прикладного анализа поведения позволяют достичь эффективных результатов не только в обучении, но и помочь адаптироваться к непонятным для ребенка условиям среды, сделать его поведение более гибким и развить самостоятельность.

 

Анна Валерьевна Коновалова, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)