Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Мотивация – это действие. Это когда есть стремление и желание достичь определённой цели, важным фактором которой является понимание того, зачем и для чего тебе это нужно

Для многих родителей вопрос о том, почему их ребёнок не хочет учиться, остаётся открытым. Почему это происходит? Почему ребёнок шёл в первый класс с желанием и большой радостью, а через несколько лет желание учиться стало угасать?  

Давайте разбираться с этим: «Почему?»

В контексте учебной мотивации, важно знать о периоде, когда происходит естественный её спад. Мотивация падает, и нет никакого смысла излишне требовать от ребёнка, выжимать из него последнее. Это период в конце начальной школы, перед пятым классом, а также 6,7,8 классы. Если у ребенка «не мотивационный» возраст, не стоит ждать, что он будет активен, как в первом классе. Не нужно его загружать и подгонять, иначе к концу обучения он вообще потеряет всякое стремление к получению знаний.

В разговорном обиходе есть глаголы, которые, согласно исследованиям, не употребляют ведущие учителя и лучшие педагоги начальной школы. Используя в своей практике огромное количество глаголов, они не используют слово: «Старайся!». Ведь как мы можем знать или понимать уровень старания конкретного человека? Если предположить, что этот человек (ребенок) действительно старался и это его реальный уровень, потолок, то что? Как тогда быть?  Или, глагол «Пытайся». Что обозначают эти слова?

Представьте себе знойное лето, хочется пить. Вы знаете, если сейчас взять стакан с водой, и выпить её, то сразу утолите жажду и станет легче. Перед вами стоит стакан. А теперь задание: Постарайтесь взять этот стакан в руки! Или: «Попытайтесь».

То есть, вам нужно его не взять, а постараться взять! Какое чувство вы сейчас испытываете? Вы стараетесь и пытаетесь взять стакан, но брать вам его не нужно! Почувствуйте, что значит стараться. А теперь представьте ребёнка, который старается. Означает это: «Будь в процессе, но не достигай результата». Можно хвалить за усердие, но не призывать к старанию.

Важным моментом является культура обучения в семье. Родителю необходимо осознавать, как часто он сам читает книги, смотрит развивающие фильмы, обучается на курсах, изучает что-то не связанное с работой, познает, открывает для себя новое и рассказывает об этом ребёнку, чтобы тот понимал, что учиться – очень интересно. И если это не так, то почему мы хотим, чтобы у ребёнка была высокая мотивация к обучению? Культура общения с людьми, культура ЗОЖ, сна, обращения с телефонами, такая же культура, как и культура обучения!!!

Обращаете ли вы внимание на то, как проживаются ваши эмоциональные состояния, например, тогда, когда вы готовитесь к выступлению, пишете контрольную, изучаете интересный материал   и в этот момент в комнату к вам забегает ребенок и что-то начинает громко рассказывать, показывать? Что вы делаете или говорите в этот момент? Можно ребенку сказать спокойно, что вы сейчас учитесь и пока нельзя заходить в комнату, а как только закончите, то обязательно уделите ему время, займетесь с ним тем, чем он хочет (поиграете, порисуете). В этом случае малыш понимает, если не отвлекать маму, то можно получить заботу, внимание, любовь и запоминает, что обучение - важный процесс, который нужно уважать.

А если мама с горящими глазами и грозным выражением лица на повышенных тонах, трясущимися руками указывает ребенку на дверь, чтобы тот ушел и не мешал ей, потому что очень занята важным делом - учебой, то ребенок будет думать, что учеба, как минимум, это то, из-за чего люди становятся нервными и злобными и это автоматически отодвигает его от любого процесса обучения.

В вопросе снижения мотивации важным является и то, что родители формируют у ребёнка не ценность процесса обучения, а его результат.  Некоторые родители открыто говорят ребёнку, что им всё - равно, как он учится, и учится ли вообще! Главное, что их волнует - баллы. Оценки. То есть, делай, что хочешь, учись, как хочешь, но принесешь плохие оценки в четверти, - сам виноват. И всё. И у ребенка нет мотивации. У него есть точная уверенность, что он может ничего не читать и не выполнять домашнее задание, а в самый последний момент, либо списать контрольную у соседа, либо исправить оценку, знакомым для него способом, и получить то, что ему обещали родители. Но вы должны знать - суть обучения - это процесс, а не результат! И для развития мотивации фокус внимания должен быть на том, было ли интересно? что конкретно было интересно? что ребенок открыл нового для себя? что ему удалось решить? Что его удивило? и так далее.

Важно учить ребёнка преодолению трудностей в обучении. Иногда хватает несколько минут общения с ним, чтобы поднять его настроение. С детьми нужно разговаривать. Важно донести до ребенка, что последнее повторение правила, доклада, стихотворения – самое важное, именно оно позволит запомнить его. Последнее отжимание, последний круг пробежки, плавания – самый важный, именно он даст результат. Нужно рассказывать детям о ценности усилий, показывать на собственных примерах и примерах близких, что все усилия можно преодолеть только в хорошем настроении, что никакое усилие не поможет, если делать его с раздражением. Оно либо забудется, либо превратится в болезнь.

Для того, чтобы у ребёнка держался достаточно высокий уровень мотивации, его нужно учить на протяжении всего периода обучения работать по образцу. Детям всегда сначала нужно показывать, и только потом давать им делать это самостоятельно. Часто, предлагая задание ребёнку, родитель думает, что если он уже показывал неоднократно ребёнку, как это делать, то тот должен, а то и обязан уже справляться самостоятельно, а если у ребенка «опять» не получается, начинает в процессе злиться и раздражаться на него. Как только интерес к обучению сменяется гневом происходит потеря мотивации к обучению.

Важно выявить ведущую репрезентативную систему ребёнка. Есть дети, которые лучше реагируют на зрительные образы, а другие – лучше воспринимают информацию на слух. Поэтому, для того чтобы у ребенка не падала мотивация, нужно понимать, как доступней донести до него то, что вы хотите ему рассказать. Например, если ребёнок хорошо запоминает ритмичные вещи, чтобы он запомнил ваш рассказ, историю, можно сопровождать её постукиванием, хлопаньем, привлекая его внимание. Есть дети, которые лучше воспринимают аудиальный тембр, и это нужно знать.  О репрезентативных системах много написано в интернете. Наблюдая за ребёнком, играя с ним, вы можете самостоятельно выявить, какая из систем у него преобладает или обратиться к специалисту.

То, что не получается у ребёнка, необходимо повторять системно! Это касается всего, в чём ребёнок испытывает затруднения. Способность побеждать трудности связана с усердием, и она очень важна. Если у ребёнка не получается с первого раза завязать шнурки на ботинках, не нужно бежать в магазин за новой обувью без шнурков и упрощать ему задачу. В этот момент вы целенаправленно блокируете развитие волевых усилий и способность доводить начатое до конца. Если у ребёнка не получилось в первый раз, пробуем второй. Не получилось во второй, - учим завязывать шнурки до тех пор, пока не получится. Если даже ботинки на липучках или на замочке, конечно, ребёнку нравятся больше, но приобретённый навык ему не помешает, а то и придаст больше уверенности в своих возможностях. Согласитесь, это приятный бонус, учитывая то, что подобным навыком владеет не каждый современный ребёнок.

Любовь родителей самый важный аспект мотивации к обучению. Если вы повышаете требование к ребёнку, то на столько же, а то и больше, вы должны увеличить свою любовь к нему. Очень часто именно недостаток любви к ребёнку является причиной снижения мотивации к обучению. Ребенок хорошо учился, а потом желание куда – то ушло. А всё потому, что требования увеличились, а градус любви при этом нет. Так какой смысл в оценках, зачем учиться, если ребёнок не получает самого главного – внимания, заботы и любви? В этом и кроется основная причина нежелания ребенка учиться, и если родитель это понимает, то проблема низкой мотивации обойдёт их стороной.

Любите своих детей безусловной любовью! Терпения вам и мудрости!

Инна Анатольевна Высоцкая, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)