Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Вопрос обсуждать или как обсуждать ребёнка взрослыми в его присутствии стоит всегда очень остро. В нашей статье мы постараемся ответить как вести себя родителям, которые попадают в такие ситуации, где в присутствии ребёнка идёт его обсуждение, и напомним некоторые правила для педагогов

Есть два основных проблемных момента.

Первый, касается всех родителей, как нормотипичных, так и детей с особенностями. Родители очень часто допускают огромную ошибку, интересуясь у педагога в присутствии ребёнка о его поведении, его времяпровождении в школе или детском саду.

Во-первых, обсуждая такие вопросы, помните, что Ваш ребёнок непосредственный участник беседы, он стоит рядом и всё видит и слышит. Не создавайте ребёнку такую абсурдную ситуацию, например, как будто Вы стоите со своим коллегой по работе, а он обсуждает Вас с Вашим начальником: что Вы делали сегодня и как себя вели, не замечая Вашего присутствия. Не думаю, что Вам понравится такое отношение. И ребёнок в этой ситуации чувствует себя также. Грамотный педагог всегда ответит родителю, что именно сейчас нет никакой возможности обсуждать то, что важно для родителя. В первую очередь педагогу нужно обозначить правила для родителей: где и когда можно с ним побеседовать.

Если возникла ситуация, при которой нужно рассказать о поведении ребёнка в его присутствии, можно доброжелательно попросить его самого рассказать о том, что интересного происходило сегодня. Важно помнить, что в таких беседах ребёнок непосредственный участник. Может быть, ребёнку потребуется небольшая помощь, тогда задайте ему наводящие вопросы: «Расскажи, Саша, что ты сегодня ела на обед?»; «Петя, расскажи, что ты делал на прогулке?»; «Маша, расскажи, спала ли ты в тихий час?».

На первых порах педагог может сознательно избегать рассказов о сложных и конфликтных ситуациях. Ведь ребёнку не просто рассказать о проблемах и сложностях. Постепенно можно рассказывать и о конфликтных ситуациях: «Вы с Димой сегодня сначала поссорились, а потом помирились».

Ещё раз подчеркнём, что обсуждение детей в их присутствии очень негативно сказывается на их самооценке. Возьмите за правило обсуждать особенности поведения своего чада один на один с педагогом или любым другим человеком. Если сложилась ситуация, в которой Вас призывают обсудить ребёнка в его присутствии, Вы можете либо поддержать ребёнка, если его хвалят, привлекая его к рассказу о себе, либо сказать фразу «Мы это обсудим», обращаясь к ребёнку, если обсуждение касается его отрицательного поведения.

Формируйте доверие между ребёнком и родителем, оно складывается из проявления уважения к ребёнку, общения с ним как с личностью.

Второй вопрос, который часто задают родители, касается обсуждения ребёнка в его присутствии при прохождении медицинских и педагогических комиссий в различных образовательных и социальных учреждениях. Это неотъемлемая часть жизни детей, имеющих особенности в развитии.
Ответ и на этот вопрос лежит в той же плоскости - помните, что ребёнок главный участник этого процесса. Проведите с ребёнком предварительную работу, заранее расскажите о том, что будет происходить. Родители сами очень часто тревожатся, накручивают себя и это, несомненно, передаётся и реенку. Поэтому, чтобы Ваш ребёнок был спокоен и уверен, будьте спокойны и уверены сами. Заранее подготовьтесь к мероприятию, проверьте наличие всех требуемых документов. Если ребёнок способен Вам помочь, включите его в свою подготовку. Иногда обычная фраза «Дима, завтра очень важное мероприятие, я собираю документы, давай вместе проверим, всё ли на месте" повышает ребенку самооценку, придает ему важности.

При ребёнке на комиссиях не произносите таких фраз:

  • Он стесняется.
  • Она этого не умеет.
  • Она при посторонних людях не отвечает и т.п.

Если родитель хочет обсудить определённую проблему со специалистами, то это нужно сделать без присутствия ребёнка, заранее предупредив его, что возможно ему понадобиться подождать родителя, пока он поговорит о важном с членами комиссии. Поэтому, проходить такие мероприятия лучше в составе двух взрослых членов семьи. Помните, что в большинстве своем все специалисты таких комиссий руководствуются интересами ребёнка, а ваша главная задача проявить уважение к ребенку и похвалить его. После таких обследований обязательно похвалите ребёнка, даже если он отвечал на вопросы комиссии не совсем так как Вы ожидали.

Если Ваш ребёнок находится в подростковом возрасте, обязательно в доверительной атмосфере выстроите свой разговор. Спокойно проговорите с ребёнком весь предстоящий процесс, чтобы минимизировать стресс, например, сказать: «Завтра у тебя очень насыщенный и интересный день. Ты познакомишься с врачами и учителями, возможно они будут задавать тебе вопросы, постарайся ответить на них. Меня тоже будут спрашивать о тебе, о твоём здоровье, о том, как ты проходил лечение... Очень важно ответить на все вопросы, чтобы получить помощь от специалистов». Можно проговорить с ребёнком обо всём важном, что происходило с ним, когда, например, проводилось оперативное лечение и т.п. Тогда в момент прохождения комиссий и экспертиз ребёнок будет чувствовать себя более комфортно.

Уважаемые родители! Учитесь уважительному отношению к своему ребёнку с самого начала его социальной жизни. Если родитель уважает своего ребёнка, понимает, признает в нем личность, значит он бережно отнесется к своему чаду, правильно сформирует его самооценку; и это уважительное отношение к себе и к Вам, родителям, ребёнок в дальнейшем начнёт транслировать в своей жизни.

 

Светлана Ярославовна Лапутина, методист

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)