Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Важно понимать, что способность ребенка бесцельно повторять звуки, слова, предложения не является речью, так как в этом случае не происходит процесса общения. Поэтому перед специалистами стоит задача не только научить ребенка говорить слова, но и обучить его взаимодействию с другими людьми при помощи речи

Следовательно, на занятиях ребенку помогают начать обращать внимание на говорящего человека, повторять действия, жесты, слоги и слова, понимать обращенную речь, назвать предметы, просить игрушки, еду, развивают способность провоцировать взаимодействие с другими людьми и многое другое. Родители также могут быть активно включены в этот процесс.

Прикладной анализ поведения (АВА терапия) – естественнонаучная дисциплина, которая занимается поиском внешних факторов среды, влияющих на социально значимое поведение человека, связанное с успешной адаптацией в обществе и разработкой способов коррекции поведения. С позиции прикладного анализа поведения речь рассматривается как поведение, на которое влияют внешние факторы среды. Эти факторы запускают процесс говорения и закрепляют его. Таким образом, ребенок с самого детства учится пользоваться словами, так как испытывает потребность в них.

Как только у малыша получается сказать первое понятное слово, окружающие его люди: родители, бабушки и дедушки, с восторгом реагируют на это, что усиливает поведение говорить, и, если эта реакция нравится ребенку, он, конечно, попытается повторить слово, чтобы еще раз получить такой же эффект. Так, например, как только у ребенка получается сказать слово «мама», его окружение начинает активно реагировать на это, мама малыша может сразу же подойти к нему взять на руки, начать целовать, улыбаться и так далее. И, если такая ситуация будет повторяться несколько раз, ребенок сообразит, что таким образом он может привлечь внимание мамы и будет специально говорить «мама», когда ему, например, надоест сидеть в кроватке, чтобы та подошла к нему, взяла на руки. Таким образом, конкретно это поведение – говорить слово «мама» – можно разбить на следующие важные составляющие (Схема 1). Первое - предшествующий фактор – это то, что ребенку надоело сидеть в кроватке. Осознание этого будет запускать поведение говорить «мама» — это второе составляющие этого процесса освоения навыков общения. И третье, самое важное составляющие, которое усилит и закрепит поведение звать маму, последствие – это мамины действия: она подойдет к ребенку и возьмет его на руки. Чем приятнее для ребенка будет последствие его поведения, тем более вероятно, что в следующий раз при таких же обстоятельствах (предшествующих факторах) поведение говорить «мама» повториться.

По этой схеме видно общение и взаимодействие между ребенком и мамой. Без внешних факторов среды само по себе слово «мама» не является общением и не несет в себе цели, без них это просто звуки, которые издает ребенок.

Что же делать, если ребенок не умеет общаться и говорить? Запустить обращенную речь можно путем искусственного создания условий, в которых ребенку придется говорить. Нужно дать понять малышу, что слова – это не просто набор интересных звуков, слова – это способ коммуникации и возможность получить желаемое. И, первым делом, стоит научить ребенка обращать внимание на действия людей, происходящие вокруг, а после дать ему инструмент, с помощью которого его жизнь станет проще – слова, научить применять этот инструмент. Окружающие могут специально подстраивать повседневные ситуации так, чтобы у ребенка появилась потребность демонстрировать поведение – говорить, и после этого подкреплять попытки общаться поощрением. Например, можно положить любимую игрушку ребенка так, чтобы он не мог достать ее самостоятельно, и ему была необходима помощь. Увидев, что ребенок искренне хочет получить желаемый предмет, родитель должен дать подсказку и подождать, когда малыш обратит на него внимание, поднимет взгляд, после этого отдать желаемый предмет. Повторяя это процедуру постоянно, родители начнут замечать, что у ребенка возникает понимание того, что без проявления внимания к другому человеку, он не сможет получить желаемое и ребенок начнет постоянно смотреть в глаза родителю, когда что-то нужно попросить. Со временем к взгляду в глаза можно добавить проговаривание слова, слога или буквы, в зависимости от возможностей ребенка.

Разберем на примере. Допустим, маленькому мальчику нравится есть мандарины. Он умеет повторять отдельные слоги и звуки, но еще не может говорить слова. Родители, зная, что их сын очень любит это лакомство, кладут пакет с мандаринами на верхнюю полку так, чтобы он был в поле зрения ребенка, но не в свободном для него доступе. Мальчик заходит на кухню, видит мандарины на полке и тянет ручки к нему. Вместо того чтобы просто дать еду, родителям рекомендуется подойти, взять мандарин в руки, показывая ребенку готовность поделиться с ним лакомством, подождать взгляда в глаза, и дать модель просьбы, например, слог «ма». Здесь можно подобрать любой слог, имеющийся в слове «мандарин», но важно, чтобы ребенок мог его произнести, и этот слог был постоянно закреплен на просьбу именно этого предмета и никакого другого. И после того, как ребенок повторит «ма», родитель может радостно отдать ему лакомство (Схема 2.). Со временем родитель может убрать словесную подсказку, путем ее задержки во времени (давать ее сначала через 1 секунду, потом 2 с., 3с., и так далее, пока ребенок не начнет говорить слог раньше подсказки родителя). Занимаясь со специалистами, логопедами и дефектологами, ребенок будет научать произносить новые звуки, тогда словесная форма запроса может стать более длинной – два слога, любо целое слово, а в последствие короткое предложение. По такой схеме можно научить ребенка просить разные предметы.

Таким образом, коррекция нарушений речевого развития требуют квалифицированной помощи специалистов. Занятия с логопедами и дефектологами требуются на постоянной основе, но при этом родители тоже могут быть активно включены в процесс обучения ребенка, помогая ему овладевать навыками общения. Прикладной анализ поведения раскрывает подход, в котором учитывается мотивационная сторона речи. Пользуясь этими знаниями, родители могут донести до ребенка цель общения и использования речи, сформировав у своего ребенка потребность разговаривать и ускорить запуск речи.

 

Коновалова Анна Валерьевна, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)