Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Беспокойство родителей ребенка в раннем возрасте (2-3 года) может вызвать ряд причин:

  • малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки,
  • отстает в речевом развитии,
  • отказывается от общения с другими детьми,
  • проявляет агрессию или пассивен и молчалив,
  • часто плачет,

у него нарушен сон и аппетит

Для полноценного развития речи ребенка стоит помнить про развитие следующих ключевых аспектов:

  • Мышц артикуляции

Для развития мышц артикуляционного аппарата в игровой форме дома возможно с ребенком провести «вкусную» артикуляционную гимнастику используя сушки, варенье, леденцы, вкусности, которые любит ребенок.

Предлагаем ребенку ряд упражнений:

  • Упражнение «Бублик». Просим ребёнка «обнять» бублик губами и удерживать такую артикуляционную позу 5-10 секунд.
  • Упражнение ««Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Можно усложнить и просить губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
  • Упражнение «Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

Кроме артикуляционной гимнастики возможно делать дома элементы самомассажа, например, простой приём самомассажа:

  • Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
  • Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами.
  • Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой).
  • Массаж горошинами — переворачивать во рту фасоль, горох рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
  • Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её. Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
  • Массаж через салфетку.
  • Массаж грушей. Используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку №1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение — спринцовку сложить в четыре раза.
  • Слуховое восприятие

Возможно развивать с использованием шумовых коробочек (различение звонкости звука), игр с музыкальными инструментами, или в повседневной жизни, гуляя на детской площадке или в парке, обращать внимание малыша на звуки природы, а так же на звуки, которые издают птицы и животные, которые живут в городе. Как ребенок научится различать эти звуки с опорой на зрительный ориентир, предложить ему определять звук с закрытыми глазками. Аналогично развивать восприятие на слух звуков дома.

  • Моторика (мелкая, общая)

Лепка из пластилина, рисование красками, карандашами, пальчиковые игры, подвижные игры на координацию движений, занятия лечебной физкультурой.

  • Речевое дыхание

Надувать воздушный шар, дуть мыльные пузыри, перышки, блески, задувать свечи, петь.

Если родители хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша, нужно обратиться к специалистам. Грамотно организованная ранняя коррекция помогает предупредить появление вторичных отклонений в развитии ребенка.

Анна Анатольевна Колесникова, учитель-логопед

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)