Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Во время обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на помощь родителям и специалистам может прийти визуальная поддержка. Многие дети затрудняются воспринимать информацию на слух, тогда как восприятие визуальной (зрительной) информации дается намного легче

Если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно увидеть какая информация воспринимается и запоминается быстрее и эффективнее: зрительная (картинки, фотографии и объекты) или слуховая (устные инструкции).

Даже если у ребенка визуальное восприятие не является преобладающей модальностью, тем мне менее доказано, что если подавать информацию через зрительной и слуховой анализаторы, то запоминаться она будет гораздо лучше.

Визуальная поддержка представляет собой разнообразный подсказки, которые помогают использовать приобретенные навыки самостоятельно. Каждый человек может разрабатывать индивидуальные стратегии, чтобы компенсировать свои слабые стороны, затрудняющие процесс обучения: записи в ежедневнике и просмотр напоминания, выделение маркером нужных фрагментов текста, написание сообщений другим людям с помощью листа и ручки.

Различные визуальные поддержки включают в себя:

  • картинки, фотографии, надписи, как системы подсказок при выполнении действий;
  • опорные схемы для развития понятийного аппарата, расширения словарного запаса, запоминания информации;
  • визуальные составляющие социальных историй при овладении социальными навыками и с целью улучшения социальной компетенции.

 Для того, чтобы правильно выбрать подходящий вид визуальной поддержки, необходимо иметь представление о тех компонентах, которые играют важную роль в процессе обучения (например, понимание и использование речи, кратковременная и долговременная память, понимание последовательности событий, навыки удержания внимания, мотивация, социальные навыки).

Создание средств визуальной поддержки должно проходить в соответствии с потребностями конкретного ребенка, каждый ребенок уникален, об этом всегда нужно помнить, поэтому необходимо обеспечить индивидуальный подход и учитывать уровень развития навыков, возраст и интересы конкретного ребенка.

Необходимо определить, как именно ребенок реагирует на различные типы иллюстраций, цвет, размер и др. (реалистичные рисунки, фотографии, схемы, анимированные изображения), определить, на какие из них ребенок реагирует лучше всего.

Так же рекомендуется определится заранее, будут ли они стационарными или переносными, крупными или мелкими.

Лучше использовать такие материалы, которые сохранят свои свойства, что бы ребенок ни делал с пособием: сгибал, бросал или брал в рот.

Наглядное пособие должно эффективно выполнять свои функции и быть максимально понятным ребенку. Поддержка должна быть достаточно заметной и очевидной, чтобы вызвать у ребенка нужную реакцию.

На начальном этапе необходимо использовать не более одного-двух средств одновременно, увеличивая их количество по мере освоения.

Стоит учитывать особенности восприятия детей. Бывает так, что ребенку свойственна избирательность восприятия: он может обращать большее внимание на определенные объекты изображений, и не всегда это те элементы, которые необходимы для обучения.

Если у ребенка плохо развиты навыки мелкой моторики, а в работе с визуальной поддержкой необходимо умение держать ручку или карандаш, он скорее всего откажется использовать это средство и предпочтет приспособление, не требующее точных и сложных движений. Если же ребенок склонен разбрасывать предметы, можно использовать ленту-липучку, чтобы уменьшить проявления нежелательного поведения.

После введения визуальной поддержки необходимо отслеживать поведение ребенка в течении 3-5 дней до начала введения визуальной поддержки и в течении такого же периода после ее введения.

Некоторые широко используемые виды визуальной поддержки:

  • Визуальное расписание – расписание, состоящее из картинок, на которых изображено необходимое действие ребенка. Помогает ребенку стать более самостоятельным при выполнении задач, состоящих из последовательных действий или осуществить несколько видов деятельности по порядку.
  • Календари – дают возможность объяснить ребенку, какой временной промежуток ему необходимо подождать до наступления того или иного события, отметить даты, события, праздники.
  • Проверочные списки (чек-лист, алгоритм) – помогают запомнить последовательность различных действий, составить перечень продуктов, список важных дел.
  • Комиксы про общение, такой комикс представляет собой последовательный ряд рисунков, на которых изображены схематично человеческие фигуры и графические символы.
  • Опорные схемы.
  • Подручный материал (палочки, спички, окружающие предметы).
  • Мнемотехника – метод визуализации информации через образы. Помогает запоминать последовательность событий, истории, рассказы и т.п. с опорой на образы (картинки).
  • Картинки и фотографии.
  • Система PECS – способ альтернативной коммуникации через карточки.
  • Жестовый язык.
  • Социальные истории.
  • Видеомоделирование и т.д.

Разнообразие средств визуальной поддержки позволяет подобрать наиболее удобный и подходящий вариант для каждого ребенка. Средства визуальной поддержки нужны, чтобы делать жизнь легче.

 

Наталья Алексеевна Роменская, педагог-психолог, специалист

по сенсорной интеграции, АВА-терапевт

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)