Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

В современном мире, когда практически во всех семьях есть компьютеры, планшеты, мобильные телефоны, а в интернете полно разнообразных интерактивных игр для человека любого возраста, в том числе и детских развивающих, вопрос «Играете ли вы с детьми  в настольные игры дома?» сражает многих родителей наповал. Они искренне не понимают, что никакие самые яркие, наполненные анимацией, даже, так называемые, обучающие игры, не заменят настоящего живого общения с самыми близкими людьми

Люди эпохи СССР вспоминают классические игры: лото, домино, шашки и шахматы, начерченный на тетрадных листочках «Морской бой» и «Крестики-нолики». Список небольшой, но ничего, кроме пользы, удовольствия и радостных впечатлений эти игры детям не приносили.

Ценность настольной игры заключается во взаимосвязи удовольствия от процесса и одновременного развития необходимых навыков. Такие игры увлекают даже взрослых, а значит это прекрасная возможность собраться всей семьей, когда бабушки, дедушки, папы, мамы играют наравне с младшими.

Получается, что родители, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?

Кроме веселого времяпровождения, настольные игры могут нести в себе ряд практичных функций. Это эффективный рабочий инструмент, позволяющий развить у малыша жизненно важные способности и навыки.

Чтобы понимать важность подобных игрушек в жизни девочек и мальчиков, необходимо познакомиться с их главными преимуществами.

Как правило, настольная игра – вещь тактильная, что немаловажно для развития малышей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани. Некоторые производители пошли ещё дальше. Например, компания «Sova-toys» выпускает тактильное лото для малышей от года, представляющее собой деревянное основание и 10 тактильных бочонков. Также в магазинах стали появляться тактильные карточки разной тематики и даже пазлы. Отличием от обычных является присутствие на карточке или элементе материала разной фактуры (мех, пайетки, вата, кожа и др.). А все мы знаем, что именно через ощущения ребёнок познаёт окружающий мир. Нельзя понять, что такое шерсть животного, не коснувшись её; нельзя догадаться, что камень тяжёлый, не подняв его.

То, что мелкая моторика рук связана с мозгом, известно уже давно. Наши мамы и бабушки, в основном, развивали детскую моторику с помощью подручных средств: малышам давали перебирать фасоль или складывать пуговицы в коробку. Сейчас появилось множество разнообразных настольных игр, специально разработанных для развития мелкой моторики и координации движений. К ним относятся мозаика, шнуровки, рамки-вкладыши, пазлы, «Магнитная рыбалка», «Али-Баба и непослушный верблюд», «Спаси кота», «Дженга» или «Падающая башня», игры-балансиры «Стульчики», «Луна», «Шатающаяся платформа» и многие другие. Систематическое использование подобных игр повышает уровень развития мелкой моторики, что положительно сказывается на жизненно необходимых навыках самообслуживания, а также способствует формированию графомоторных навыков.

Многие дети отличаются рассеянностью. И если в дошкольном возрасте данное качество не доставляет особых хлопот, то невнимательным школьникам приходится достаточно тяжело. Развить внимание ребёнка можно различными способами, в том числе при помощи увлекательных настольных игр, одной из которых является старое доброе «Домино». Кроме классической версии с точками на фишках и детского домино на различные лексические темы, на полках магазинов можно обнаружить очень интересные новые версии этой популярной игры. Например, компания «Анданте» выпускает следующие серии домино: «Пропущенная буква», «Половинки», «Счёт и цвета», «Слова на одну букву», «Подбираем рифму», «Учимся определять время». Эта серия – прекрасное подспорье для школьников начального звена. Ребята смогут не только концентрироваться и быть внимательными, но и отрабатывать учебные навыки счёта, чтения, звукобуквенного анализа, тем самым увеличивая словарный запас и способствуя развитию грамотной связной речи.

Очень весело и увлекательно можно поиграть небольшой компанией в карточные игры «Доббль», «Свинтус», «Взрывные котята». Много интересных и необычных игр для детей школьного возраста представляет компания «Банда умников». К ним относятся «Автологика», «Счётные лягушки», «Цветариум», «Геометрика», «Котосовы» и др. В одиночку или парой можно сыграть в «Барабашку», «Снежные узоры», «Времена года», «Парковку», «Заколдованные тропинки» от компании «Бондибон». Эти игровые наборы не совсем бюджетные, но, в том же магазине «ФиксПрайс» встречаются вполне бюджетные китайские аналоги.

  

Развивают непроизвольное внимание и всеми любимые игры-бродилки, состоящие из поля, фишек и игрового кубика. Они же играют большую роль в развитии математических представлений. Здесь и счёт (количественный и порядковый), и соотнесение количества с цифрой, и пространственная ориентировка на плоскости.

Иногда игровое поле в подобных играх делают объёмным. Например, в игре «Выдерни морковку!» — это невысокий холм с морковкой на самой вершине. Вместо стандартных цветных конусных фишек, здесь зайцы, а вместо кубика – карточки с изображением картошек. Сколько картошек, столько шагов надо сделать игроку. Но и это не самое интересное. В этой игре присутствует механика. Если игрок вытянул карточку с изображением моркови, он должен повернуть морковку на вершине холма, и некоторые ячейки могут превратиться в ямки, куда и провалится зайчик. При чём неизвестно свой или чужой заяц сгинет под холмом. Динамика игры и необычная механика очень впечатляют юных игроков.  Надо ещё и за соперниками проследить, чтоб никто не схитрил ненароком. Сплошная концентрация…

Если зашла речь о соперниках или партнёрах, надо отметить, что настольные игры зачастую несут неоценимый опыт коллективного взаимодействия. В ходе групповой игры неизбежен контакт с участниками. Например, в играх-стратегиях надо уметь договариваться, обсуждать правила, возможно, придётся искать союзников и учиться действовать сообща. Есть ещё и наблюдатели, болельщики, которые тоже вносят эмоциональный настрой в ход игры. Таким образом, настольная игра становится одновременно и развлечением, и тренажёром для развития важнейших социальных навыков. Ненавязчиво решается одна из важных задач – научить ребенка переживать поражение. Но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Кстати, умение правильно относиться к выигрышу – тоже довольно тонкое искусство. Не стоит хвастаться и дразниться. Напротив, нужно поддержать разочарованного проигравшего добрым словом, подарив ему надежду, что его победа ещё впереди.

Любая игра для ребёнка – это способ познания мира, позволяющий проявить себя, овладеть простейшими навыками коммуникации, социализации и способствующий развитию важных психических функций, без которых этапы взросления будут тяжелы и безрадостны.  

Настольные игры – это отдельный огромный фантастический мир, который учит сложному просто и доступно. Множественные исследования подтверждают пользу настольных игр для детей. При этом отмечается отсутствие вреда, так как подобные игрушки для дошкольников и школьников направлены непосредственно на их развитие, особенно в интеллектуальной сфере.

Единственный минус, который могут иметь настольные игры, это их способность сильно увлекать ребенка на долгие часы. Но даже это в большинстве случаев пойдёт ему на пользу, а не во вред.

Служба ранней помощи КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

 

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)