Рано или поздно многие родители задаются себе вопросом: «а есть разница в воспитании мальчишек и девчонок?» |
По этому поводу были проведены исследования, которые подтверждают факт того, что взрослым нужно помнить о гендерном различии, что взаимодействие идет не просто с ребенком, а с мальчиком или девочкой, имеющих индивидуальные особенности восприятия, мышления и эмоций.
Если не брать во внимание эти отличия, то зачастую сложно понять причины тех или иных поступков, что приводит к неправильной реакции взрослых. Так, например, по наблюдениям многих родителей отмечается разница в отношении воспитателя дошкольного учреждения с зависимости от пола ребенка. Это связано прежде всего с тем, что в детском саду в основном работают женщины. Похвала чаще всего достается девочкам, в общении с девочками чаще используют ласковые слова, а для мальчиков в общении больше дается прямых указаний: отнеси, дай, перестань. Поведение мальчишек действительно резко отличается от девочек, это можно заметить с первых их шагов, с первого опыта изучения окружающего мира.
Какие же основные отличия?
Данные исследований познавательной сферы детей показывают, что у девочек раньше формируется речевая деятельность, в младшем школьном возрасте это определяет их успешность на уроках по русскому языку и чтению. Также они крепче физически. На уроках физкультуры примерно в 6-7 классе можно заметить, что девочки гораздо крупнее и развитее своих ровесников мальчиков.
Мужской внутренний мир достаточно скрыт, они больше молчат о своих чувствах. При этом отличаются нестандартным мышлением, их решения интереснее и разнообразнее. Девочки более тщательно аккуратно и качественно выполняют школьные задания, но если дело касается поисковой деятельности, новых идей, то тут безусловно лидируют мальчики. Для большинства мальчиков не составит труда быстро сориентироваться на местности, в то время как пространственно-зрительные задачи для девочек более сложны. Исследования показали, что развитие правого полушария, связанного с пространственно-временными функциями, происходит у мальчиков гораздо быстрее, чем у девочек.
При обследовании эмоциональной сферы нейропсихологи выяснили, что при возникновении эмоционального фактора мальчики реагируют на него ярко, но кратковременно и избирательно, а у девочек наблюдается повышение тонуса участка коры головного мозга, отвечающего за эмоции, и нарастание общей активности. Развитие мозговых структур у девочек построено таким образом, что они всегда готов отреагировать на любую неприятность определенным длительным эмоциональным выражением, у мужчин же ответ мозга очень короткий, и поэтому вместо эмоциональных напряжений идет переключение на продуктивную деятельность.
Мамам, воспитателям и учителям женского пола трудно понять эту особенность у мальчиков, мужчин, ведь сами они другие. Как только идет нагнетание эмоций с их стороны, мальчик просто физиологически не может к концу разговора выдать тех эмоций, которые есть у женщин. Пик эмоциональной активности происходит у него на первых минутах, и ребенок просто не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен, и, чтобы не «сломаться», мозг отключает слуховой канал. Он просто уже не слышит, все, что говорит родитель, до его сознания информация не доходит и остается в воздухе.
Поэтому родителям мальчиков важно знать: длина нотации должна быть минимальной. Можно действовать по правилу трех минут: именно за этот короткий промежуток времени должна быть доведена важная для него информация. Кроме того, слова типа «ты плохой» должны быть заменены на объяснение ситуации – очень коротко и конкретно, чтобы он точно знал, чем недоволен взрослый, а не самоустранялся от родительских эмоционирований по какому-либо вопросу.
Итак, как же относится к таким различиям мальчиков и девочек?
Нужно помнить, что признание обладания одинаковыми эмоциональными способностями мальчиков и девочек очень важно. Мальчики по своей сути не менее чутки или эмоциональны, чем девочки. Однако социальные ожидания и предубеждения создали среду, в которой мальчикам не рекомендуется проявлять эмоции или уязвимость. Это ожидание мужественности ведет к тому, что мальчики будут подавлять свои эмоции, а это может иметь не очень хорошие последствия для их здоровья и благополучия. Поэтому важно создать более комфортную среду, в которой мальчики чувствуют себя свободно, выражая свои эмоции, не опасаясь осуждения.
Важно признать, что мальчики и девочки обладают одинаковым потенциалом стать лидерами и изменить мир к лучшему. Не существует врожденного качества, которое делало бы мальчиков лучшими лидерами, чем девочек. Однако социальная действительность такова, что мальчиков поощряют быть напористыми и брать на себя ответственность, в то время как от девочек больше ожидается пассивность и покорность. Признавая эти предубеждения важно создавать возможности для проявления лидерских качеств как для мальчиков, так и для девочек.
Хотя между двумя полами существуют биологические различия, эти различия не означают, что один пол превосходит другой. Вместо этого важно сосредоточиться на личности, а не на половой принадлежности, и создать ту развивающую среду, которая поощряет каждого ребенка полностью и помогает раскрывать свой потенциал.
Подводя итог исследованиям, можно сделать вывод, что при взаимодействии с ребенком помнить, что мальчики и девочки по-разному слышат, видят, осязают, ориентируются в пространстве и осмысливают все, что происходит с ними. Но при этом стоит избегать сравнений: они абсолютно разные, даже если имеют один биологический возраст.
Вне зависимости от того, с кем происходит общение, будь то мальчик или девочка, взрослому важно быть для них союзником, при неурядицах и неудачах контролировать свои эмоции и вместе искать выход из ситуации.
В заключении рекомендуем к прочтению книгу В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира», которую можно скачать по ссылке ниже. Данные исследований из этой книги приведены в нашей статье.
Баер Диана Александровна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»