Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Василий Александрович Сухомлин

Рисуют ли наши дети? Любят ли они рисовать? Свойственно ли ребенку любить рисовать? Конечно любят! И не случайно детям в детских садах, в школах предлагают рисовать.

Для чего это делают? Да потому что видят в этом развивающий эффект.

Прежде всего ребенок рождается человеком, который хочет самоутверждаться, самореализовываться, стремиться к чему-то. И когда у него получается, когда взрослый говорит ему: «Здорово, получилось, молодец! Как красиво, как необычно!», это дает ему ощущение уверенности в себе, что он реализует себя в этом творчестве.

Полюбить рисование не так сложно, потому что этот вид деятельности такой многогранный, такой разноплановый. Рисовать ведь можно без особых навыков, но предлагать ребёнку рисование, без подготовленной среды не нужно. Важно позаботиться о том какое рабочее место будет у него: творческий стол, клеёнка, краски, салфетки, чтобы вытереть воду.

В рисовании ребенку дается возможность выбора, этот выбор ему создаёт взрослый.  Представим, есть ребёнок, есть бумага, есть карандаши и есть желание заинтересовать этого ребенка порисовать карандашиками. Что можно сделать? К примеру, нарисовать круглый контур, и в этом контуре разглядеть какой-то образ, допустим, яблоко, его можно раскрасить разными цветами; можно раскрасить пальчиками; ладошками; можно взять несколько карандашей и постучать ими в контуре и посмотреть, что же получилось. Результат везде разный, не повторяющийся!

По времени ребенка нужно занимать деятельностью в зависимости от возраста. При этом стоит учитывать, что его активная природа не даёт ему сконцентрироваться на какой-либо деятельности длительно, высидеть долго. Детям сложно заниматься деятельностью произвольно, не отрываясь от процесса, но можно сделать перерыв и вернуться к работе.

Самое главное достижение – это доводить начатое до конца. Детям важен процесс рисования, процесс изображения чего-то, но прийти к результату бывает сложно. И нужно стремиться к тому, чтобы ребенок оценивал не только своё эмоциональное состояние, но и оценивал результат: «А что ты задумал? Что ты хотел нарисовать? Ты хотел нарисовать солнце, облака, море? У тебя получилось или не получилось, как ты думаешь?». Подобные вопросы помогут ребенку оценить свой результат. Маленького ребёнка может оценить игрушка. Например, на занятие пришел игровой персонаж Медвежонок и дал ребёнку задание – «Помоги мне, пожалуйста, у меня есть шарики, а верёвочек нет, ты мне поможешь их нарисовать?». Ребёнок получает задание от персонажа и помогает рисовать ему. Или взрослый создает ситуацию: «Я без твоей помощи не справлюсь, ты можешь мне помочь?». Либо сказать: «А ты можешь меня научить? Я вот совсем не умею, а ты умеешь, правда?» - дать иногда возможность научить взрослого чему-то.

Детский рисунок – не просто какая-то пустая забава, затея. С помощью рисунка ребенок может что-то обозначить, запечатлеть целый рассказ. Дети часто в своих рисунках отображают то, что они знают о предмете. Очень часто изображения на детских рисунках плоские, не объёмные.

Глядя на детские рисунки, можно многое сказать о его эмоциональном благополучии. Если у ребенка преобладают яркие, сочные краски в рисунке — это говорит об эмоциональном благополучии, о том, что он рисовал с хорошим настроением, а серые, не яркие, мрачные – повод обратить внимание на эмоциональный фон ребенка.

Роль взрослого в рисовании у детей очень важная. Важно посмотреть как же сегодня рисует ребёнок? Что он умеет, что не умеет, где ему нужна помощь. Ещё очень важна роль взрослого в оценивании детской работы, когда он закончил рисунок и спросил – «А у меня красиво получилось?». Взрослый может предлагать варианты как улучшить этот рисунок, может посоветовать что-то добавить и обсуждать с ребёнком: «А что ты нарисовал? А чем ты нарисовал? А у тебя получилось то что ты хотел? Нет? А почему? А как ты думаешь, что можно сделать чтобы улучшить твой рисунок?», то есть вести с ребёнком такой диалог, в процессе которого он может делать выводы.

Чем же ещё, кроме кисточек и карандашей, можно рисовать? Существует огромное множество техник, применяя которые ребёнок получает разнообразный опыт, тренирует свои изобразительные и графические навыки. Ребенку очень нравится всё экспериментальное, необычное, нетрадиционное, например, рисование поролоном, ладошками, пальчиками, придумывая причудливые композиции. Получая каждый раз неожиданный эффект, он все больше и больше увлекается рисованием.

      Процесс рисования необходимо начинать постепенно, с постоянной сменой техник и материала, чтобы ребенок подольше был заинтересован занятием, это даёт ему возможность распределить свои силы и получить желаемый результат. Тогда он уже не будет бояться, что у него что-то не получится – небрежная клякса …и при помощи нетрадиционной техники эта клякса превращается в осьминога, жучка, цветочек…. Ребенок остаётся доволен своим результатом и вовлекается в свое творение дальше. Именно поэтому ребёнка нужно знакомить с различными техниками рисования.

Нетрадиционных техник рисования существует огромное множество: рисовать можно зубными щетками, пробками, поролоновыми губками, нитками, бусами, овощами, листьями, пеной для бритья, восковыми свечами и т.д.

Нетрадиционные художественно-графические техники:

«Рисование пальчиками»

Данное занятие учит детей рисовать на ветках листики (пальчиками) (примакиванием). Прививает навыки рисования. Развивает чувство композиции.

 

«Печать листьев»

 Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, не сдвигая с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок.

 

«Рисование ладошкой»

Ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

«Набрызг»

Нетрадиционные техники рисования имеют такой прием, как разбрызгивание. Для работы понадобятся трафареты, которые раскладываются на бумаге в нужном порядке. Трафареты могут включать деревья, цветы, фигурки животных, игрушки и многое другое.

Это техника простая — разбрызгивание капель с помощью зубной щетки. На щетку набирается краска, щетка в левой руке, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, если на ней расположен трафарет, то они не забрызгаются — образуя белые силуэты.

«Оттиск смятой бумагой»

Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Сюжет картины можно дорисовать кистью или ватной палочкой

«Кляксография»

Клякса – это неотъемлемая часть рисования каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка детям по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение. Можно использовать трубочку и раздувать кляксу в разных направлениях.

 

«Рисование мыльными пузырями»

 Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать, окрасив краской. Пузыри выдуваются над листом бумаги и оставляют отпечаток. Отпечатки каждый раз получаются разными.

«Ниткография»

На нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое можно дорисовать.

 

«Свеча и акварель»

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

 «Рисование поролоновым тампоном»

Этот вид техники очень подходит при изображении объемных фруктов, например, яблока, так как передаёт фактурность поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов желтого и красного. Помогает детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

«Рисование солью»

Этот способ обладает не только интересными декоративными возможностями, но и удобен в обращении. Предварительно надо сделать на бумаге набросок. Нарисовать его клеем с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока высохнет, лишнюю соль ссыпать. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью хорошо рисовать цветы, бабочек, снег, медуз.

  

«Раздувание краски»

Сделать несколько объёмных капель краски на бумаге, а затем с помощью коктейльной трубочки раздувать их в разные стороны. Так развиваются мышцы рта, тренируется дыхание. Пригодятся репродукции, листы бумаги, гуашь, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка.

   

Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в детском возрасте, т.к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительному искусству.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 

Отверченко Елена Николаевна, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)